Почему ты не прошел в финал
Перевод статьи Тессы Канингем-Монро «Why You Didn’t Make Finals»
Что хотят увидеть судьи?
Это вечный вопрос танцоров, выходящих на конкурс. Давайте посмотрим на него под другим углом. Что если судьи не столько «хотят» увидеть какие-то положительные моменты вашего танцевания, сколько «не хотят» видеть определенные недостатки? Мы называем их «красными флажками»: слабая техника или систематические затанцованные ошибки, из-за которых судьи не проводят вас в следующий тур. Судьи выбирают тех, кто станцевал чище других, с минимальным количеством ошибок.
Но не всегда причиной того, что вас не провели дальше, является неправильная техника или ошибки. Также есть не зависящие от вас факторы, за которые вы не должны себя винить. Важно трезво оценивать то, что именно означают ваши результаты соревнований.
Если вас выводят из отборов
Когда мы судим на соревнованиях, главный судья говорит нам, какое число участников мы можем провести дальше. Например, если я сужу партнерш в отборах новисов, и у нас есть 80 партнерш, главный судья попросит нас провести 40 из них в полуфинал. Если вы прошли в полуфинал, это хороший показатель того, что вы все делаете правильно, поэтому воспринимайте это как поощрение. Однако в полуфиналах главный судья разрешает нам провести только 15 партнерш. Поэтому, если вы прошли в финал, это значит, что вы попали в число этих самых лучших партнерш, которые «все делали правильно». Если вас не провели в финал, это не значит, что судьи изменили свое мнение о вашем танцевании. Вы по-прежнему делали все правильно, но просто были другие партнерши, которые делали что-то помимо этого.
Если вы занимаете низкое место в финале
Из всех лучших танцоров, прошедших в финал, вы, тем не менее, всего лишь половина команды. В финале уже судят не вашу личную технику: судят тот диалог, который вы создаете со своим партнером. И тот факт, что вы не заняли призового места, не означает, что вы его не заслуживаете, или что у вас не получилось хорошего диалога с партнером. Это лишь значит, что у кого-то этот диалог был лучше, чем у вас.
Что вы не можете контролировать
Разный уровень внутри пары
Ситуация в танцах одинакова во всем мире: ими занимается больше женщин, чем мужчин. Помимо этого, женщины легче обучаются танцам и с большей вероятностью занимались ими когда-то в детстве. По этим причинам на соревнованиях по West Coast Swing конкуренция среди женщин острее, чем среди мужчин. Вы никак не можете повлиять на то, что партнерш в два раза больше, чем партнеров, или что партнер, вместе с которым вы тренируетесь, чаще оказывается в финале, чем вы.
Разные предпочтения судей в зависимости от региона
Приезжая на ивенты в разные страны, вы заметите, что стили танцевания ВКС в разных странах очень заметно отличаются. Судьи, которых приглашают на ивент в той или иной стране, также, весьма вероятно, будут отличаться в своих вкусах. Если судьи не знают вас или не привыкли к вашему стилю танцевания, они, возможно, будут судить вас более строго.
Количество человек в заходе
В нашем примере, если в номинации участвуют 80 партнерш, количество заходов может быть от 2 до 4 в зависимости от величины танцпола. Казалось бы, хорошо, если количество заходов больше, а танцоров в каждом заходе меньше, тогда каждому из них судьи могут уделить больше внимания. Но на самом деле верно обратное. Судьи с меньшей вероятностью хорошо вас запомнят, если вы танцевали в одном из четырех заходов. Более точным будет сравнение вас с большим числом других танцоров в том случае, когда заходов всего два.
Состав участников
Это зависит от того, насколько много или мало сильных танцоров в конкретном регионе. Если вы приезжаете в страну, где танцоры в общей массе моложе, имеют хорошую спортивную подготовку и более богатый бэкграунд в сольных направлениях, конкуренция на соревнованиях будет жестче, чем там, где средний возраст начинающих выше или их опыт в других направлениях не столь разнообразен.
«Не те 12 секунд»
Кто-то однажды посчитал, что в отборочном туре судья в среднем уделяет каждому из участников лишь около 12 секунд своего внимания. Возможно, именно в те 12 секунд, когда на вас смотрел судья, что-то произошло. Возможно, он заметил разрыв коннекшена или неловкое движение. Косяки случаются у всех, и вы должны учиться обыгрывать и сглаживать их, но момент был упущен, и тут уже ничего не поделаешь.
Судьи выбирают тех, кто станцевал чище других, с минимальным количеством ошибок.
Всё относительно
Помните, пройдете вы отборы или нет — всё зависит от того, сколько еще танцоров имеют такие же или более высокие шансы, чем вы. Вы не можете контролировать то, насколько хорошо танцуют люди вокруг вас. Уважайте своих конкурентов, понимая, что в любой отдельно взятый день танцоров, более достойных финала, чем вы, может оказаться больше. Это не умаляет ваших достоинств. Это должно мотивировать вас.
Поскольку вы не можете контролировать эти факторы, не следует воспринимать их как свой личный провал. Но не будем забывать и о тех вещах, которые вы должны контролировать.
Что вы можете контролировать
Дальше я расскажу о «красных флажках», ответственность за которые лежит целиком на вас: то, за что судьи либо проводят вас дальше, либо в своих протоколах ставят вам «нет».
Принцип «трех T» (timing, technique, teamwork) — тайминг, техника и взаимодействие в паре. Я слышу о «трех T» раздражающе часто, поскольку люди привыкли думать, что это именно те три вещи, на которые смотрят судьи. Хотя это всего лишь обобщенные названия. Судьи судят (или должны судить) массу разных умений, многие из которых можно подвести под одну из этих трех категорий, но использовать данные обобщенные понятия как единственный критерий недостаточно. Поэтому давайте разберемся, что конкретно скрывается за каждым из данных понятий. И я добавлю еще одно.
Тайминг
Какой тип тайминга?
Плохой тайминг — наиболее очевидный, эмпирический недостаток, который может считаться определяющим для того, пройдете вы дальше или нет. Но есть несколько видов тайминга... и многие ошибаются, думая, что он заключается лишь в том, чтобы делать шаг в бит. Возможно, вы ходите в бит, но неспособны повести партнершу так, чтобы она сделала шаг в бит. Это совершенно разные навыки.
Ритм и изменение скорости
Судьям нравится, когда диджеи на соревнованиях ставят разнообразную музыку. Мы хотим увидеть, кто сможет остаться в тайминге, танцуя под блюзовую песню с синкопированным ритмом, кто будет сохранять баланс и контроль движения на очень медленной композиции, а кто не собьется на супер-быстром контемпе. Такие крайности проявляют ваши слабые стороны, помогая судьям понять «кто чего достоин» (в том числе — выхода в финал).
Фрейзинг
Довольно часто я слышу от судей, что они не проведут дальше того, кто не обращает внимания на смену фраз в музыке. Для них фрейзинг является важнейшим проявлением музыкальности, и это тот минимум, который должны продемонстрировать танцоры, претендующие на выход в финал. Однако, при этом часто не уточняется, что данный совет относится к новисам в меньшей степени (зато становится все более актуальным в каждом последующем дивизионе). Для танцора-новиса обыгрывание смены фраз и попадание в брейки не должно становиться важнее, чем сохранение тайминга в паре и попадание ногами в бит.
Техника
Ваш «миг» небезупречен
Так же, как одна капля крови может рассказать доктору все, что ему нужно знать о вашей ДНК, судья может составить очень хорошее представление о вашей танцевальной технике в целом, увидев лишь несколько движений. Мое образование и опыт преподавания и судейства позволяют мне проанализировать двигательные стереотипы танцора за 2-4 секунды. Писатель Малкольм Глэдвелл называет такое интуитивное судейство «мигом». Если ваша слабая техника или затанцованные ошибки хорошо заметны или повторяются достаточно часто, чтобы успеть проявиться за этот краткий миг, это дает судье основание не спешить сразу ставить вам «да». Возможно, судья вернется к вам еще раз и уделит больше своего внимания, но это только если у него останется на это время. Даже если судья не учился анализировать фундаментальные ошибки в механике движения и не сможет объяснить вам точно, в чем они заключаются, он может просто сказать, что «что-то было не так».
Отсутствие стабильности
Возможно, вы танцуете красиво и чисто, но лишь до тех пор, пока не решите сделать новую фигуру или связку, которую еще не до конца отработали. Это делает вас уязвимым в глазах судей. Любой новый материал необходимо хорошо затренировать, прежде чем его можно будет использовать на соревнованиях.
Сравнение вас с соседними парами
Иногда судьи сравнивают то, как вы двигаетесь, и то, как двигаются танцоры непосредственно рядом с вами. Если они танцуют более спокойно и уверенно, чем вы, они с большей вероятностью обратят на себя внимание, а вы в сравнении будете казаться слабее.
В вашем танце пока отсутствует свинг
Хороший танцор и хороший танцор WCS — это не одно и то же. Даже не очень опытные судьи в состоянии распознать, присутствует в вашем движении свинг или нет. Например, судьи не проведут дальше хорошего и опытного танцора зука, который еще не освоил специфику движения в весткосте, а отдадут предпочтение менее опытному танцору, двигающемуся в характерном для ВКС стиле. Вам может казаться, что вы лично лучше владеете телом и двигаетесь, чем те остальные, кто прошел в финал (и это может на самом деле быть так), но если вы не играете по правилам WCS, судьи не смогут оценить вас выше тех, кто эти правила соблюдает. Потому что это не просто соревнования между танцорами. Это соревнования между танцорами свинга.
Взаимодействие в паре
Вы не пытались подстроиться
У вас есть собственный стиль в танце. У каждого из ваших партнеров также есть собственный стиль в танце. Ваша задача — найти общий язык. Если партнер недостаточно гибок, чтобы адаптироваться и искать с вами общий язык, вам придется стиснуть зубы и постараться подстроиться под стиль вашего партнера. Например, я считаю какую-то песню супер-сексуальной и хочу двигаться под нее в чувственной манере, но партнер настроен более консервативно и не реагирует на мои завлекающие движения. Если я не адаптируюсь, судьи поймут это как неумение выстроить взаимодействие в паре и у меня, и у него. Если я подстроюсь, нас оценят более высоко.
Игнорирование и пресечение инициативы
Основной принцип комедийной импровизации звучит как «Да, и…». Это значит, что вне зависимости от того, что предлагают ваши коллеги по команде на сцене, всегда принимайте их предложение и развивайте его дальше. Никогда не препятствуйте его реализации, игнорируя или отвергая их идею, поскольку это затруднит ваше продвижение на пути к общей цели. То же правило работает и в танце. Если у второго человека в паре возникла хорошая идея (вне зависимости от того, партнер вы или партнерша), ваша задача — принять и осуществить ее, если это безопасно и удобно. Конфликты между партнерами — это те самые «красные флажки» для судей с точки зрения взаимодействия в паре.
Вы не умеете танцевать со слабым танцором
Наверняка каждому однажды так «везло»: когда вам попадается кто-то переполненный адреналином, кто срывает вас с тайминга или не дает возможности танцевать так, как хотелось бы. Но это одна из составляющих социального танца — способность вести диалог с людьми, танцующими по-разному и с разным уровнем мастерства, чтобы продемонстрировать то лучшее, на что вы способны, в любых обстоятельствах. Поэтому, если вы не можете адаптироваться, судьи расценят это как плохой навык взаимодействия в паре, даже если ваши ошибки были вызваны ошибками партнера.
Другим было трудно с вами танцевать
Когда вам один раз достается «некомфортный» партнер, под которого сложно подстроиться, это понятно. Но если судьи видят, что у каждого из ваших партнеров вроде все идет неплохо до того момента, когда он попадает в пару с вами, это значит, что делаете что-то не так именно вы.
Одна из составляющих социального танца — способность вести диалог с людьми, танцующими по-разному и с разным уровнем мастерства, чтобы продемонстрировать то лучшее, на что вы способны, в любых обстоятельствах
Самопрезентация
Одежда
На самые первые свои соревнования в новисах я полностью обдуманно и осознанно решила надеть черные брюки и черную классическую рубашку. Я рассуждала, что не хочу смотреться вычурно — я хотела, чтобы мой образ был консервативным и профессиональным. Результаты показали, что эффект был обратным. Я была больше похожа на персонал отеля, чем на одну из участниц соревнования, и слилась с общим фоном, на котором судьи меня даже не рассмотрели.
Качество движения
Когда я смотрю на танцпол взглядом судьи, я выбираю танцоров, которые демонстрируют хорошую технику свинга и выглядят уверенными в том, что они делают. Роботизированное танцевание заученных схем с целью «показать чистый бейсик» значит автоматическое «нет» в моем судейском протоколе. К нам на занятия по конкурсному танцеванию часто приходят растерянные ученики, которые не могут понять, почему несмотря на «хороший чистый бейсик» они никогда не выходят в финал. После того, как мы заставляем их включить основные двигательные навыки и убираем механическую скованность, результаты соревнований практически сразу же меняются в лучшую сторону.
Обыгрывание характера музыки
West Coast Swing танцуют под самые разнообразные музыкальные жанры. Если под все три песни вы танцуете одинаково, то уйдете на второй план по сравнению с танцором, меняющим свой стиль танцевания в зависимости от жанра. Когда звучит медленная и романтичная композиция, судьи смотрят, кто сможет переключиться и сделать свой танец более тягучим и лиричным. Под старомодную, игривую песню медленные, драматические движения покажутся неуместными, и это даст судьям основание не проводить вас дальше.
Flash ‘n Trash
Трюки и музыкальность нравятся зрителям, но судьям платят за то, чтобы они критически оценили вашу «минуту славы». Если, делая что-то необычное на танцполе, вы забываете о других составляющих «трех Т» — танец превращается просто в трэш. Пример: если вы решили делать кики, высоко поднимая ноги, то их лучше делать в тайминг и именно там, где этого требует музыка, синхронно с партнером, а также с уровнем технического исполнения выше среднего и разбавляя их достаточным количеством свинг-контента.
Об авторе
Тесса Канингем-Монро (Tessa Cunningham Munroe) — топовый канадский танцор и преподаватель West Coast Swing.
Фото: Richard Seely.