Как стать крутым диджеем: мнение танцора

Перевод статьи Памелы Стержиос «How to be an awesome social dance DJ (from a dancer’s perspective)»

Мне не нравится эта песня

«Мне не нравится эта песня» — слова, которые боится услышать каждый диджей. Я довольно долго думала на эту тему, и мне кажется, что диджею стоит бояться вовсе не этих слов.

Сразу оговоримся: я не диджей, не музыкант и вообще ни разу не эксперт в музыке. Я пишу это с точки зрения обычного социального танцора. Вот уже 8 лет я занимаюсь парными танцами, регулярно хожу на вечеринки и езжу на танцевальные мероприятия. Эта статья — исключительно мое мнение и исключительно с точки зрения танцора, а не диджея. Я несколько раз пробовала диджеить, но эта карьера в итоге не сложилась. Отчасти потому, что отбор и отслушивание музыки занимает слишком много времени, отчасти потому, что у меня дрянной ноутбук. Ну и еще потому, что мне непросто воспринимать обильную критику моего диджейства, особенно на трезвую голову. Так что я буду больше рассказывать не о том, как диджеить, а о том, что именно я хочу услышать от вашего диджейства, как танцор.

Итак, вот некоторые вещи, которые я уяснила для себя.

1. Обратная связь или «Что за фигня сегодня с музыкой?»

Все люди разные и вам не надо бояться услышать: «Мне не нравится эта песня». Например, так может сказать кто-то из опытных танцоров, кто танцует много и часто, кто слышал этот трек сотню раз и затанцевал его уже до тошноты. Или, например, кто-то предпочитает определенные стили музыки и совершенно не переносит другие. Я и сама так частенько говорю, но это вовсе не значит, что я имею в виду плохое диджейство.

«Мне не нравится эта песня» означает, что, как минимум, эта песня известна в сообществе танцоров, а значит ее ставили и другие диджеи. Поэтому данное замечание относится, скорее, к самой песне, чем к диджею который ее поставил.

Самая суровая и самая важная для диджея критика чаще всего звучит вдали от диджейских ушей.

Когда кто-то из опытных танцоров произносит в сторонке «Что за фигня сегодня с музыкой?» — это плохой знак для диджея. Конечно, ни один диджей не может ставить музыку, которая была бы абсолютно всегда абсолютно идеальна абсолютно для всех людей на танцполе. Но, если начинаются разговорчики «что за фигня сегодня?…» — то, скорее всего, это значит, что диджей постоянно, раз за разом ставит плохие песни.

Или, например, когда говорят «что-то сегодня мне не танцуется» или «музыка не вштыривает, пойдем займемся чем-нибудь другим» — все это важные слова-сигналы, которые диджей, к сожалению, не всегда может услышать, сидя за пультом.

Здесь очень важно понимать и не корить себя за одноразовые замечания и нарекания. Если вы хотите получить адекватную обратную связь, лучше всего после вечеринки спросите у опытных ребят, кто слышал ваш сет целиком: было «ок» или было «не ок». И не у одного танцора, а у нескольких. Потому что у всех есть свои вкусы и личные предпочтения в смысле музыки. Не стесняйтесь обращаться за фидбэком постоянно: как минимум люди будут видеть, что вы работаете и хотите развиваться, что вам не все равно, и что вы стремитесь сделать их танцевальный досуг лучше. Я всегда была рада конструктивной критике, когда сама пробовала диджеить, даже если эта критика была мне совсем не по душе.

2. Танцевабельность

Если вы хотите развиваться и расти как диджей, вы также должны расти и развиваться как танцор. Вы должны чувствовать и понимать, что танцевабельно, а что нет, и под какую именно музыку танцоры хотят танцевать. И под этим я имею в виду не личные музыкальные предпочтения. Я имею в виду то, какая именно песня хороша для танца и почему, какая в ней эмоциональная нагрузка, какие стилистики она охватывает. А также, какая в целом музыка сейчас актуальна в вашем сообществе танцоров, что звучит часто, а что реже.

Танцуя часто и на разных вечеринках, у меня есть возможность слушать, танцевать, сравнивать и оценивать совершенно разные песни. И я ожидаю, что вы, как диджей, будете разбираться в музыке не хуже меня. У вас должна быть актуальная коллекция музыки, которая играет на танцевальных мероприятиях и турнирах. Относительно беспроигрышный вариант для обычных вечеринок — ставить музыку, которая звучит на больших ивентах. Важно лишь четко отделять (и я сама обжигалась на этом не раз), какая музыка подходит исключительно для конкурсов и постановочных номеров, а какая пригодна социального танцевания.

3. Темп и стиль

Работайте с темпами и стилями музыки. Это основа диджейства. Если рассматривать более детально, то наиболее важны переходы от песни к песне: смены темпов и смены стилей. Например, если вы хотите сделать переход от олдскульного блюзового трека к современному супер-хиту, сыграйте между ними современную песню, в звучании которой есть немного блюза или классического RnB. Никогда не делайте резких переходов между медленным блюзом и безумной электронщиной.

Делайте переходы такими, чтобы каждая следующая песня звучала свежо, но не шокировала своим появлением.

Не делайте резких прыжков от супер-медленных к супер-быстрым темпам (если, конечно, вы не хотите кардинально поменять атмосферу на танцполе). Когда я выискиваю на танцполе очередного партнера, я хочу чтобы новая песня мотивировала меня на следующий танец и вызывала желание пригласить на танец.

4. Домашние заготовки

Для обычных вечеринок вам не нужно сложное диджейское оборудование или навороченные программы (некоторые со мной не согласятся, но помните: я всего лишь обычный танцор). Просто убедитесь, что у вас более-менее нормальный звук и необходимый уровень громкости. Когда песни звучат четко и громко мне легче их чувствовать во время танца. Убедитесь, что ваши треки имеют приемлемый хронометраж (3-4 минуты), чтобы вам не пришлось «обрезать» их на лету и однажды таки облажаться, нажав куда-то не туда. Также вам потребуется диджейская программа, которая умеет проигрывать плейлисты (у меня такой не было и я часто лажала, нажимая «куда-то не туда» в очередной раз).

Я считаю, что для социальных танцев диджейство «с плейлистов» — это нормально, особенно, если плейлист составлен с умом. Гораздо лучше иметь подготовленный музыкальный материал заранее, чем пытаться сымпровизировать «на живую». Заранее подготовленный плейлист позволяет выстроить работу таким образом, чтобы было удобно варьировать стили, темпы и переходы между песнями. Вы можете перемещать песни по плейлисту, в зависимости от настроения и ситуации на танцполе. Вы можете заготовить музыку отдельно для начала вечеринки, отдельно — для окончания и т.д.

Все это позволяет работать более комфортно, снизить нагрузку и высвободить внимание для других вещей. Особенно, если вы начинающий диджей или, помимо диджейства, занимаетесь еще и организаторскими делами.

5. Новье и бояны

Не волнуйтесь насчет «неизвестных» песен. Волнуйтесь о том, чтобы мне захотелось танцевать под эти песни. Очевидно, что я не очень обрадуюсь услышав 5 совершенно неизвестных треков подряд: как танцору, мне очень важна знакомая музыка, потому что именно под нее я могу танцевать наиболее музыкально. Но я уверена, что танцоры не будут избегать песен лишь потому, что они для них новые и незнакомые. Когда я попала на SwingDiego — большое, очень большое ВКС-мероприятие —, я услышала больше новой музыки, чем за всю мою предыдущую танцевальную жизнь. Там была и живая музыка, и мне ни разу не пришлось сидеть в сторонке, вопрошая: «Что за нафиг? Я не знаю этой песни, бэээ…». Я танцевала чуть ли не каждый трек, и это было чертовски здорово и не зависело от того, слышала я песню раньше или нет.

У меня было в планах сделать что-то вроде группы по обмену опытом среди продвинутых танцоров местного сообщества. Чтобы можно было делиться новыми знаниями и идеями, почерпнутыми в танцевальных поездках, получать обратную связь на волнующие темы и, конечно, обменяться новой хорошей музыкой. Было бы здорово собираться вместе, слушать новые песни и пробовать их протанцевать, прежде чем ставить на вечеринках. Так гораздо проще получить обратную связь.

Есть ощущение, что некоторые диджеи относятся к новым удачным песням, как некоему сокровищу: они хотят чтобы никто кроме них не ставил «их песни», хотят поставить на них свой собственный «копирайт». Но я считаю, что доступ к музыке должен быть открытым и свободным (конечно, не в буквальном смысле: не в виде бесплатных файлов). И если ты нашел новую классную песню, то почему ее не может ставить другой диджей? Хорошая музыка — это хорошо для всего танцевального сообщества, и обмен музыкой полезен всем нам. Практически то же самое можно сказать и про обучение танцам, но это уже немного другая история. Как бы то ни было, не устраивайте ненужную конкуренцию: ни в диджействе, ни на танцполе. Когда вы делитесь чем-то хорошим, вы обязательно получите что-то хорошее взамен.

Буду рада, если моя точка зрения оказалась полезной для вас. В любом случае, огромное спасибо всем, кто занимается или планирует заняться диджеингом — за ваш непростой выбор: я не встречала в своей жизни людей более критичных и привередливых, чем социальные танцоры. Если вы новичок — не бойтесь: все когда-то начинали и были такими же новичками. Просто не забывайте получать регулярный фидбэк и будьте в курсе того, что именно танцоры хотят от вас услышать Это мое скромное мнение. Надеюсь, что вам понравилась статья.


Об авторе

Памела Стержиос (Pamela Stergios, Флорида, США) — создатель блога DanceHappens.com, танцевальный промоутер.

Фото: Эльнара Атамова

От редакции

Поскольку мы тут в редакции тоже диджеим иногда, то коротенько прокомментируем: в общем и целом все очень правильно и верно. Конечно, есть вещи, которые не очевидны или даже совсем не видны с точки зрения танцора, и при этом очень важны для диджея. Но об этом как-нибудь в следующий раз ;)