Перевод статьи Гэри Джобста Let’s Get Real: Is Competition Ruining West Coast Swing?

Совершенно незабываемый момент случился со мной на одном из первых моих West Coast Swing ивентов, момент, который значительно повлиял на мое решение соревноваться в танцах и развивать дальше мои танцевальные навыки.

Это было на фестивале кантри-танцев в Буэна Парк, Калифорния. Я вышел из отеля на улицу и стоял, глядя через окно на лобби перед танцевальным залом. В лобби были две пары. Одна пара помогала другой разобраться с довольно сложной схемой. Минут через 15, уже зайдя в зал, я увидел, что обе пары соревновались друг с другом — с тем же танцем, который они разбирали! Я был просто в изумлении! Я сразу понял, что такое представление о соревнованиях — именно друг с другом, а не друг против друга — это та идея, которая мне по-настоящему близка.

И хотя это было соревнование по кантри, я вскоре обнаружил такое же товарищество в весткосте.

По мере того как вест кост свинг набирал всемирную популярность, соревнования тоже становились все более весомой частью этого танца. Раньше у нас было 12 ивентов в год, а сейчас — 4–5 ивентов с соревнованиями в разных точках мира одновременно, в одни и те же выходные, и это еще без учета локальных мероприятий, сфокусированных скорее на социальной составляющей.

Посмотрим правде в глаза

За годы посещения этих ивентов я наблюдал сам – или же мне об этом рассказывали — много неприятных историй, связанных с соревнованиями в нашем сообществе.

Например: ивенты, на которых участники классов должны носить браслеты разного цвета в зависимости от уровня классов, которые они имеют право посещать. А потом, вечером, ты видишь, что у всех браслеты перевернуты белой стороной вверх, потому что участники классов высокого уровня не будут танцевать с теми, у кого цвет соответствует низкому уровню.

Или соревнования, на которых на построении один из участников поворачивается к другому и говорит что-то в духе: «Ты что, серьезно надел это на конкурс?!»

Или когда уже в ходе конкурса участник спрашивает партнера, который ему достался после смены: «Сколько ты уже соревнуешься в этой номинации?» И тот отвечает: «Это мой первый раз», на что первый говорит: «М-да, отлично…»

Есть такие участники, которые, похоже, оценивают все свое существование, основываясь на баллах в рейтинге WSDC, и если они не прошли в финалы, то выходные для них прошли насмарку. Есть и те, кто посвящает большое количество времени, усилий и финансов, чтобы быть успешнее в соревнованиях. Они так стремятся набрать побольше баллов, что когда их личный рост на какое-то время замирает – а это случается с каждым из нас – они разочаровываются в соревнованиях и вообще уходят из танцев.

Одна из основных проблем с тем, как серьезно мы воспринимаем результаты соревнований, заключается в том, что Jack n' Jill – это рулетка.

И если мы хотим, чтобы наше сообщество продолжало расти и стремиться к своему максимальному потенциалу, то именно на такие установки следует обращать внимание и что-то с ними делать. Ведь когда люди больше не получают удовольствия от танцев вне соревнований, не пропускают ли они вообще все веселье?

Мне очень повезло, что я могу путешествовать по всему миру и мне есть с кем разделить мою любовь к West Coast Swing. Я знаю, что иногда эти негативные моменты, касающиеся соревнований, сведены к минимуму. Это может происходить в отдельных номинациях, таких как Rising Star; или же относиться к отдельным регионам, как, например, в некоторых европейских вести-сообществах, где у каждой страны есть своя группа поддержки. Еще один случай – когда на ивенте специально создается такая атмосфера, как, например, на Jack n' Jill O’rama, где командный дух и взаимная поддержка стали важнейшей частью ивента как такового.

В том, что касается успехов в соревнованиях, действительность такова (как верно отметила Келли Касанова — очень опытный судья): «Были ли твои худшие 10 секунд лучше, чем чьи-то лучшие 10 секунд?» Иногда в заходах так много участников, что судьям трудно увидеть все классные моменты, которые происходят на танцполе. Вот так и получается, что один и тот же человек может выйти в финал и занять место в пятерке на одном ивенте и не пройти даже в полуфинал в следующие выходные.

Когда соревнования в формате джек-н-джилл начали набирать популярность, социальное танцевание считалось образцом. Танцоры, успешные в соревнованиях, такие, как Марио Робау и Мэри Энн Нуньес, были олицетворением социального WCS. Очень заметным было влияние социального свинга на соревнования, даже на рутины. Фактически социальное танцевание было двигателем соревнований. Сейчас же я наблюдаю, как это влияние развернулось в обратную сторону.

Социальное танцевание было двигателем соревнований. Сейчас же я наблюдаю, как соревнования слишком сильно воздействуют на социальное танцевание.

Я слышал истории и даже лично сталкивался с такими партнерами, которые не представляли, как танцевать в зале, полном людей. Когда их просили танцевать компактнее, ответ был: «Я не знаю как, я всегда так танцую на соревнованиях». Или же они слишком много вели – или пытались вести – на резкие и, порой, опасные движения на танцполе, где было много других танцоров, в ситуации, когда это не было ни безопасно, ни контролируемо, ни уместно.

Мне иногда нравится протанцевать весь танец на паре квадратных метров. Томми Гиббс однажды даже предложил устроить соревнование, основанное на этой идее. На Phoenix Fourth of July Convention делалась разметка на полу в виде сетки, и нужно было оставаться со своим партнером в одной ячейке, не выходя за границы. Попробуйте как-нибудь.

Одна из основных проблем с тем, как серьезно мы воспринимаем результаты соревнований, заключается в том, что Jack n' Jill – это рулетка. Видели ли тебя судьи в нужное время? Смотрели ли они на тебя, когда ты потерял баланс на выходе из спина? Видели ли они, что ты потерял коннекшн на сложной фигуре, или то, как ты запутался в синкопированных шагах? А может, они просто увидели твою недовольную реакцию уже после того, как это случилось.

Что же ждет нас в будущем?

Как мы можем поддержать социальный аспект West Coast Swing, не теряя всех преимуществ и невероятного роста, которые обеспечивают соревнования? И хотим ли мы этого?

Считаю ли я, что соревнования действительно плохо влияют на WCS? Нет, я так не думаю. Соревнования, как и YouTube, и многие усердные профессиональные преподаватели, в огромной мере способствовали взрывообразному росту WCS во всем мире.

Что мы можем сделать, так это больше фокусироваться на навыке взаимодействия в паре, который развивается именно через социальные танцы – когда вы танцуете со всеми, на любом уровне. Помните, что мы все с чего-то начинали, подумайте, какое отношение было бы уместным в нашем танце, в нашем сообществе и будущем нашего танца.

Оставьте хитрые и быстрые элементы для соревнований или любой ситуации, когда это можно сделать без угрозы для вас, вашего партнера и тех, кто рядом с вами.

Поддерживайте и подбадривайте других участников соревнований; берите пример с танцоров в номинации Rising Star, с той бурной поддержки, которую они оказывают тем, с кем соревнуются. Потому что они соревнуются друг с другом, а не друг против друга.

Попробуйте каждую ночь протанцевать по меньшей мере пару танцев в узком и контролируемом слоте. Фокусируйтесь на том, чтобы оставаться во взаимодействии с партнером, физически и визуально. Попробуйте потанцевать более традиционный вариант анкер-степа на месте. Найдите партнера из «старой школы» и попросите потанцевать с вами в духе «старой школы» пару подходящих песен.

Сохраняйте этот невероятный танец, который мы знаем и любим, таким же растущим и видоизменяющимся, каким он всегда был. Но сделайте своей важной задачей изучить его историю и традиционный стиль.

Танцуйте, чтобы переживать ощущение взаимодействия с другим творческим человеком.

Танцуйте ради любви к танцу...
Танцуйте ради радости, которую приносит танец...
До встречи на танцполе!


Об авторе

Гэри Джобст (Gary Jobst, США) — известный танцор, преподаватель, главный судья многих американских и европейских соревнований по WCS. Соавтор программы обучения и сертификации судей GPDIA Judges Certification Program.

Фото: Ксения Чуйкова, garyjobst.com.