Перевод интервью Майлза и Тессы с физиотерапевтом Рут Норгаард.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что бы сказал о вест кост свинге врач-физиотерапевт? Не так то просто найти врача, который действительно понимал бы суть социальных танцев и тот особый характер движения, свойственный именно ВКС. Но у нас есть такой человек! Знакомьтесь, Рут Норгаард (Ruth Norgaard) — она занимается у нас уже 3 года, а также лечит, когда у нас что-то ломается.
Мы задали Рут несколько вопросов об ошибках, которые часто допускают танцоры WCS, и которые приводят к возникновению травм, а также о том, как их избежать. Мы получили массу полезной информации, и результатом этого интервью стала отдельная глава в одном из уроков в рамках Методики развития танцевальной грамотности для танцоров свинга, нашей программы обучения преподавателей.
Обратите внимание — перед вами длинная статья, но информацию, содержащуюся в ней, не следует воспринимать ни как предписание, ни как руководство к действию. При наличии проблем со здоровьем обратитесь за консультацией к своему лечащему врачу.
Для начала расскажи немного о себе. Кто ты по профессии, какой у тебя опыт работы?
Я частнопрактикующий физиотерапевт из Ванкувера, Канада, диплом врача-физиотерапевта я получила в Университете Британской Колумбии в 2004 г, а затем окончила курсы повышения квалификации по мануальной терапии при Канадской физиотерапевтической ассоциации, изучала методики Маллигана и Маккензи, нейродинамические подходы и комплексный системный подход (Ли и Ли), а также «соединительную терапию» (“Connect Therapy” Part 4, Л. Дж. Ли) из серии методик «торакального кольца» (Thoracic Ring). Я не думаю, что когда-нибудь перестану пополнять этот список! Как и танец, физиотерапия — это путь длинною в жизнь.
Прежде чем заняться физиотерапией, я была профессиональной балериной. Мой первый профессиональный контракт был с Балетом Санта-Барбары, а затем я переехала в Сиэтл, где проходила интенсивное обучение в танцевальной труппе First Chamber Dance Company и труппе Тихоокеанского северо-западного балета (Pacific Northwest Ballet). Затем я вернулась в Канаду и была принята на работу в Les Grands Ballets Canadiens в Монреале, Квебек. Также я работала в труппе Ballet Ouest и участвовала в телевизионных и театральных постановках. И хотя балетная техника была для меня основной, в силу работы мне пришлось освоить и классический джаз, и современный «модерн» или «лирику», тэп, фламенко, бальные танцы и латину. Также какое-то время я работала ассистентом хореографа, инструктором и преподавателем.
Опиши свой опыт в ВКС.
Уже почти десять лет прошло с тех пор, как я ушла из танцев по ряду причин (получение образования, травма и т.п.), а затем вернулась — сначала на занятия бальными танцами, это было весело, но… когда я открыла для себя вест кост, я влюбилась в него. Я начала заниматься в одной студии, а затем приняла сознательное решение использовать максимум ресурсов, которые мне доступны. И я очень рада, что поступила именно так!
В 2004 г. при падении с велосипеда я получила множество травм — повреждение спинного мозга, повреждение нервов поясничного отдела позвоночника и еще несметное количество других дисфункций, над которыми я продолжаю работать. Нет слов, чтобы в полной мере выразить ту благодарность, которую я испытываю к моему физиотерапевту! Я вновь обретаю свое тело благодаря физиотерапии и танцам. Это непростой, но при этом ценный опыт.
Тут я должна заметить, что с моим возвращением в танцы было связано несколько травм, которые я не могу списать на падение с велосипеда. Социальные танцы они же такие, не могут нанести вреда, правда? Не совсем так. В танце участвуют два человека, и каждый из них обязан быть внимательным к тому, кого держит за руку. Было два случая, когда я серьезно подумывала о том, чтобы бросить социальные танцы, потому что они опасны и приводят к тяжелым последствиям.
Сейчас у меня такой план игры: я беру уроки и сознательно пытаюсь применить то, чему научилась, когда танцую. Я делаю растяжку и немного занимаюсь йогой, пилатесом, делаю кое-какие движения из балета, чтобы расти и развивать свой физический вокабуляр, настолько часто, насколько позволяет мой график. Тренажерный зал, пешие прогулки, теннис и плавание — разнообразие тренировок и здоровое питание также вносят свой полезный вклад. И… я хожу к врачу, благодаря поддержке и работе которого мое физическое состояние меняется к лучшему! В моем случае это физиотерапевт. Также я определила свой ритм для занятий танцами, и хотя мне нравится безумие длинных танцевальных вечеринок, я знаю свой предел.
Обычно я танцую 3–4 раза в неделю. В обучении у меня также сложился здоровый баланс. На индивидуальные занятия хожу регулярно, в зависимости от моей занятости и занятости преподавателя, а также посещаю мастер-классы, беру индивидуальные занятия или хожу на классы на выездных мероприятиях, в которых участвую, когда могу себе это позволить. На сегодняшний день я дошла до уровня Intermediate и посещаю в среднем 4-5 мероприятий в год. Также я соревнуюсь в категории Masters и, скажу вам, получаю от этого массу эмоций!
В общем и целом, какие типы травм наиболее часто возникают у танцоров ВКС?
По моему опыту, у танцоров West Coast Swing часто бывает тендинит или тендонопатия запястья (причина — неправильный хват и напряженные руки), растяжения мышц плечевого пояса: бицепсов или вращателей плеча (неожиданные движения с принятием веса, «проворачивание» на поворотах, вялая рамка), растяжения связок колена или повреждения мениска (твисты в плохо скользящей обуви, глубокие приседы при выполнении поддержек), растяжения лодыжки (могут быть серьезными и заживать в течение нескольких лет). Проблемы со стопами, такие как невромы Мортона (чрезмерное «вбивание» стоп в пол без их предварительного укрепления), подошвенный фасцит, вальгусная деформация: искривление большого пальца стопы (они могут быть как безболезненными, так и требовать хирургического вмешательства), у мужчин чаще бывают травмы спины (нередко - от неправильной осанки), а у женщин зачастую страдают бедра (от сильного удара при падении). Я думаю, что это далеко не исчерпывающий перечень и, возможно, ряд дисфункций будет связан с грудной клеткой. Я могу продолжать долго.
Но в этой системе все тесно взаимосвязано, так ведь? Неправильное положение одной части тела может как по цепочке затрагивать сразу несколько суставов.
Да, именно! Вы думаете, у вас проблема только с голеностопом? Ха! Подумайте о том, что еще ваше тело испытало за всю вашу жизнь? Автомобильная авария? Хождение вверх-вниз по лестнице? Падение в сугроб? Сидение, сгорбившись, за компьютером в течение 20 лет? Единоборства, тренажерный зал, походы, плавание? Систематическое нахождение в неудобном положении?
West Coast Swing — несимметричный танец. К сожалению, повторяющийся набор ассиметричных движений может усугубить дисбаланс в теле и стать причиной травмы, даже несмотря на всю красоту этого танца!
Если тело не болит, это еще не значит, что оно полностью здорово или функционирует на 100%. Задайте себе вопрос, почему вы можете повернуться вправо, но не можете влево? Этот список можно продолжать до бесконечности. Представьте себе марионетку. Если нити не спутаны, управлять ее движением несложно. А теперь перепутайте нити. Становится не так просто. И тело человека в этом плане не сильно отличается. Тело — это удивительный целостный механизм, способный к таким прекрасным вещам, как танец. Вы нужны себе целым и невредимым, так что позаботьтесь об этом.
Целью многих из базовых техник движения, которые мы рекомендуем рамках нашей методики развития танцевальной грамотности для танцоров свинга, является с самого начала выстроить тело и заставить его правильно работать. К сожалению, часто либо ученики воспринимают их неправильно, либо преподаватели игнорируют их или относятся к их изучению недостаточно серьезно. Можем ли мы как-то изменить ситуацию?
Вы правы, людям нужно время, чтобы усвоить простые, но при этом крайне важные принципы движения в танце, если это вообще произойдет. Все хотят поскорее перейти на более продвинутый уровень, потому что на начинающем все кажется таким простым, и каждый думает: «Тут мне все понятно». Узнать о чем-то — это еще не значит быть в состоянии сделать, а быть в состоянии сделать — еще не значит освоить. Это лишь немногие мои замечания по этой обширной теме.
Информацию, изложенную ниже, не следует воспринимать как руководство к действию. Исчерпывающие рекомендации относительно оптимальных методов обучения, развития и преподавания данных навыков вы найдете в материалах Методики развития танцевальной грамотности для танцоров свинга.
Осанка
Это очень обширная тема, которая зачастую крайне скудно освещается, и я подозреваю, именно поэтому многие оставили попытки разобраться с ней, поскольку применение имеющегося описания весьма затруднительно. Я приведу пару технических терминов, а затем постараюсь упростить.
В статическом положении (без движения) ваша грудина (грудная кость) должна быть на одной оси с лонным сочленением (лобковой костью). Мне нравится образ, когда люди направляют грудину вверх, как будто хотят продемонстрировать всем свое любимое колье. С чем я не согласна — это с избитой фразой «сожмите широчайшие мышцы спины»: сводя вместе лопатки и направляя их вниз, вы гарантируете себе проблемы в дальнейшем, если это войдет в привычку. Это припечатывает плечевой пояс к грудной клетке, препятствуя отделению верхних конечностей (рук) от тела и таким образом нарушая плавность движений, к которой мы все стремимся.
Осанка — это долгая тема, и поскольку всем нам могут потребоваться разные рекомендации или, возможно, лечение, чтобы добиться правильной осанки, это может стать непростой задачей для танцора и для преподавателя танцев. Преподаватели танцев, если конечно они не профессиональные физиотерапевты или сертифицированные специалисты в другой области медицины, не имеют права назначать лечение. Они могут направлять и давать советы, но принять решение пройти лечение и найти нужного специалиста может только сам ученик или танцор. Красивой осанке может мешать травма или мышечный дисбаланс. Пробуйте давать рекомендации по-разному и делиться своими мыслями с окружающими. Если у кого-то очень красивая осанка — попробуйте понять, почему.
Рамка
За время занятий бальными танцами и WCS мне доводилось слышать, как некоторые преподаватели неправильно учили тому, что «рамка» — это жестко фиксированное положение тела, которое нужно сохранять постоянно, «направляя широчайшие мышцы спины вниз». Это не только неверно, это неэффективно и может быть опасно. В ВКС это просто не работает. Жесткость препятствует появлению свойственной ВКС эластичности, где рамка по сути используется лишь для управления движением. При этом даже такая рамка должна быть адаптируемой.
Достаточная степень физической свободы при сохранении осанки способствует и физическому, и психологическому комфорту танцора. Рамка не является жестко фиксированной конструкцией, но сохраняется в постоянном тонусе и способна адаптироваться и меняться в зависимости от потребностей танца. Навыки адаптации — это настоящее сокровище! Адаптация также означает способность входить в «состояние жесткости» и выходить из него. Есть моменты, когда большая жесткость корпуса или рамки необходимы, например, во время вращений на одной ноге или поддержек.
Я не хочу сказать, что широчайшие мышцы спины или «крылышки», как их называют, не участвуют в создании рамки, но они работают не изолированно, и уж совершенно точно не играют первую скрипку в этом оркестре! Управление движением задействует и другие глубокие мышцы корпуса и ткани мышц-вращателей плеча (глубокие мышцы плеча). Наоборот, с технической точки зрения «крылышки» берут плечевую кость (кость верхней части руки) и разгибают ее (уводят в положение назад от тела), приводят ее (направляют вниз к корпусу) и обеспечивают ее медиальное вращение (поворачивают по направлению к телу). Примеры широчайших мышц в действии — это подъем тела при скалолазании или выходе из бассейна. Это мощная мышца, поэтому несмотря на то, что ее тонус и работа имеют важное значение, ее чрезмерное напряжение контрпродуктивно для танца.
Прокат стопы
Тоже непростая концепция для многих людей, поскольку у большинства из нас слабые стопы (никто ведь не ходит в тренажерный зал, чтобы качать стопы, так?), и поскольку вначале обучение роллингу дается с трудом, многие просто перестают этим заниматься. Слишком старательные ученики, напротив, здесь запросто могут переусердствовать, поэтому необходимо объяснять, что данный навык приобретается постепенно, и чтобы расти как танцору, его надо усваивать не спеша, а не вдалбливать в свое тело! Да, есть определенные техники роллинга, которые считаются более правильными, чем другие, и да, есть упражнения, которые вы можете делать, чтобы укрепить нужные для этого мышцы ног. Над этим стоит работать ради той пластики и способности контролировать тело в танце, которые может дать данная техника.
Стопы являются продолжением ваших ног и могут как выстроить, так и сломать линию, помочь обыграть музыку, сообщить о вашем намерении партнеру, сделать более мягким приземление, двигать вас, толкать вас, нести вас и, если над ними не работать или не беречь их, могут разрушить прекрасную текучесть танца и отрицательно повлиять на ваш баланс и способность вести или вестись четко и свободно.
Травма лодыжки или стопы может привести к другим травмам. Я недавно лечила парня, который жаловался, что даже спустя год «какого-то» лечения растянутой лодыжки и периода покоя он по-прежнему не в состоянии бегать. Я осмотрела его и обнаружила, что на самом деле его выздоровлению препятствовала недостаточная подвижность бедра и ограничения, созданные фасциями. Теперь, после выполнения моих назначений, он может бегать! Мой совет: не игнорируйте травмы.
Положение тела в пространстве
Положение тела — это составляющая осанки и рамки, приняв которое, вы готовы двигаться, танцевать. Оно меняется в зависимости от темпа и характера музыки. Если посмотреть на теннисиста, его «стойка» достаточно очевидна. Когда мы танцуем WCS, наша «стойка» не бросается в глаза, но при этом на не менее важна, чем сама «игра». Попробуйте на YouTube посмотреть видео с выступлениями чемпионов, и вместо того, чтобы обращать внимание на крутые фишки и интересные фигуры, последите за плавностью их движения и тем, как им в этом помогает положение тела. Слегка вперед от бедер, больше на «подушечках» стоп, верхние конечности свободны для движения и адаптации. Теперь подойдите к зеркалу или попросите приятеля снять вас на видео. Не правда ли, есть над чем поработать?
Распространенные в ВКС ошибки, которые приводят к травмам.
Когда учителя при обучении не уделяют должного внимания технике. «Советы» это просто советы; техника - это библиотека информации, которая гарантирует безопасность и способствует стабильному росту качества танцевания.
Когда танцоры — как партнерши, так и партнеры — пытаются попасть в брейки, и принять нужные позы и позиции слишком резко, слишком чересчур, без надлежащего контроля и техники.
Отсутствие разминки или растяжки, когда единственное, что предшествует танцу — это смена обуви!
Когда партнеры не учатся технике ведения: просто запоминают схемы, забывая о технике, которая позволяет действию происходить органично и эффективно, что может закончиться травмой и для партнера, и для партнерши. Заложить основу движения крайне важно!
Когда некоторые танцоры начинают учить схемы или движения из YouTube, не обладая навыками, необходимыми для их выполнения. А ведь необходимо вначале проделать определенную работу, чтобы тело было готово к тому, что требуют от него данные фигуры. Делать их без подготовки так же опасно, как пытаться выполнить жим лежа с тем же весом, что и бодибилдер перед вами.
Когда танцоры, недолгое время отходив на классы для начинающих, затем решают, что уже достаточно хорошо освоили танец, после чего бросают заниматься и ходят только на вечеринки. West Coast Swing, как и любой другой танец в общем смысле — это не то занятие, которое можно в какой-то момент просто «вычеркнуть из перечня покупок». Это навык, который требует постоянного развития, контроля, обратной связи, совершенствования и отработки. Если не использовать его, он утрачивается, а если использовать его неправильно, вас ждут разочарования и травмы — у вас или, возможно, вашего партнера.
Когда человек не обращает внимания на травмы и танцует, несмотря на них. Ваше тело усвоит неадекватную механику движения, скорректированную с учетом травмы, но в конечном итоге это отрицательно скажется на вашей способности двигаться плавно и свободно.
Как ты считаешь, какие виды физической активности лучше всего сочетаются с занятиями танцами или даже делают их более эффективными?
WCS — несимметричный танец. Не заметить, что тело развито несимметрично, достаточно легко. К сожалению, повторяющийся набор ассиметричных движений, свойственный WCS, также может усугубить дисбаланс в теле и стать причиной травмы, даже несмотря на всю красоту этого танца! Поэтому в дополнение к занятиям танцами подумайте о таких вариантах как гимнастика, тренажерный зал, пилатес, йога, зарядка. На пути к этой высокой цели вам также могут быть полезны занятия какими-нибудь другими танцами, например, джазом или балетом! Нужно поработать над футворком? Попробуйте балет или тэп!
Проверьте себя: Двигается ли ваша правая рука так же свободно, как и левая? Подвижны ли ваши ребра? Можете ли вы сделать волну корпусом? Балансируете ли вы на одной ноге так же хорошо, как и на другой? Одинаково ли хорошо вы вращаетесь в обе стороны? Можете ли вы повернуть голову и в одну сторону, и в другую? Можете ли вы подняться на носочках и на левой, и на правой ноге? Не испытываете ли вы затруднений при движении?
Если в результате самопроверки вы или ваши ученики обнаружите у себя затруднения при движении, можно добавить в программу занятий следующее: упражнения на симметричное развитие тела, целенаправленную работу над снятием зажимов в проблемной зоне (специальные упражнения или тренировки) или обратиться к квалифицированном врачу, что никогда не бывает лишним.
Я также призываю всех не пренебрегать здоровым питанием и сном. Танцоры зависят от своего тела, и мы должны с уважением относиться к его потребностям. Да, все мы знаем, что на ВКС-конвенциях любят устраивать вечеринки до утра, но если приглядеться, люди делают перерывы, уходят с танцпола, чтобы вздремнуть, отсыпаются после. Это зависит от расписания, но старайтесь правильно рассчитывать силы и находить время на то, чтобы позаботиться о своем теле.
О чем еще стоит задуматься. Не все врачи одинаково квалифицированы или специализируются в одной и той же области, поэтому поиск специалиста, с которым вы станете «одной командой», может занять некоторое время. А то, что подходит вам, не всегда подойдет другому человеку. Не стесняйтесь задавать вопросы, будьте настроены на положительный, но при этом реалистичный результат и помните о том, что на выздоровление или достижение ваших целей может уйти некоторое время.
Я убеждена в том, что врач обязан не только лечить, но и вести разъяснительную работу среди пациентов. Ваша обязанность — пользоваться полученными знаниями и быть «информированным потребителем». Знания — сила!
Об авторах
Майлз Монро и Тесса Канингем-Монро (Myles Munroe, Tessa Cunningham Munroe) — топовые канадские танцоры и преподаватели West Coast Swing.
Рут Норгаард (Ruth Norgaard) — практикующий физиотерапевт, танцор WCS.
Фото: Rianne van de Kerkhof, David Wright, Rémy Dugoua, Ed Schipul, Stuart Anthony, Carl Brodeur, Stina, Laura Billings.