Интервью с Семёном Овсянниковым и Марией Елизаровой: часть 2

Вторая часть интервью с Семеном Овсянниковым и Марией Елизаровой по вопросам читателей. Первая часть.


— Как вы занимаетесь в тренажерке?

Сема: По индивидуальной программе. Я в тренажерном зале занимаюсь очень давно, мне папа подарил штангу, когда мне ещё было 15 лет. С тех пор я занимаюсь штангой периодически, без фанатизма, для себя, для поддержания формы. Я не хочу быть огромным качком, я занимаюсь для того, чтобы мышцы были. Очень много делаю упражнений с собственным весом. Вот это очень важно. На мой взгляд, танцору не нужны большие мышцы. Когда у тебя работают большие группы мышц, в упражнениях типа приседаний, отжиманий на брусьях, от пола, подтягиваний, то тело развивается более гармонично, чем в изоляционных упражнениях.

Маша: В тренажерный зал я начала ходить три года тому назад в Саратове месяца два перед переездом и потом уже в Москве. Первое время я вообще не знала, как к тренажерам подступиться. Я ходила на групповые занятия — там тренер конкретно показывает, с каким оборудованием, что делать, есть определенная программа, которую он дает. Все ясно и понятно, просто отслеживаешь, насколько тебе тяжело. А потом в тренажерном зале я взяла инструктаж. Сейчас, так как опыта стало побольше, я начала понимать, какие упражнения мне больше подходят, после каких упражнений я лучше себя чувствую, какие включают больше мое тело, и я делаю уже выборку из всего того, что мне когда-то показали.

Конечно, огромные веса я ни в коем случае не беру, это какой-то комфортный вес, но если мне нужно сделать побольше нагрузку — я увеличиваю либо количество подходов, либо количество повторений. В последнее время основной акцент мне нравится делать на кор, на спину, на поясничный отдел.

— Макс Егерев прислал два вопроса: какую растяжку вы делаете перед тренировкой? Может какие-нибудь конкретные упражнения подскажете, эффективные и полезные для танцоров?

М: Я сначала ходила на групповые занятия по растяжке, после силовой. Какие-то упражнения брала оттуда. Другие упражнения мы взяли у Дениса Сражаева, который массаж делает. Он очень много нам упражнений показывает, позволяющих проработать сложные места.

Надо пробовать разные упражнения, очень внимательно относиться к телу, и тогда с опытом вырабатывается свой комплекс упражнений, которые действительно эффективны. Можно посмотреть видео, сходить на групповые занятия по растяжке, они везде сейчас есть и потихоньку пробовать все это делать.

С: Многое зависит от уровня танцора. Если ты начинающий танцор, ты все компенсируешь наверху, поэтому верх зажат. А когда ты уже более продвинутый танцор, у тебя низ хорошо работает, ноги, кор, а верх более мягкий и пластичный. Поэтому хотя мы занимаемся комплексно, много внимания уделяем растяжке ног, спины, кора. У людей, и у танцоров особенно, огромная нагрузка идет на ноги.

— И еще от Макса вопрос. Бывали ли у вас проблемы с коленями (болевые ощущения, слабость)? Если да, то как вы решаете эту проблему: специальные упражнения, процедуры, препараты?

C: Есть несколько моментов. Первый, — это слабый мышечный корсет, суставы и кости стоят не там. Может быть неправильное положения таза или стоп, есть много-много очень разных моментов, с этим надо разбираться в каждом конкретном случае. Второй, — нужно очень хорошо греться перед тренировкой, особенно сейчас, когда пришла зима. В неразогретых суставах нет хорошей смазки — будут боли и травмы. Остыл, посидел, попил чаю, — нужно опять греться, чтобы тренироваться. Без разогрева не тренируемся.

М: И третье, — это техника движений. В каком положении находится колено, стопа и так далее. Это важно.

— У вас самих болели когда-нибудь колени?

М: У меня был период, когда болели. Но я активно занималась техникой, следила, в каком я положении танцую, и сейчас я более-менее стабильно себя в этом плане чувствую. Важно понимать, что и как болит. Если боль — непроходящая, регулярная, то, скорее всего, идет какое-то постоянное травмирование.

С: Надо укреплять мышцы так, чтобы это помогало нормальному функционированию суставов. Нужно отслеживать движение и в обычной жизни, как мы ходим, в какой позиции сидим, лежим. Часто оттуда все проблемы. Нужно заниматься телом, его простройкой, правильным взаимодействием всех его частей.

М: Сейчас есть много специалистов, кинезиологов, кто занимается физиологией движения, можно пойти к специалистам по движению, а если это не помогает и пошла какая-то деформация, тогда уже к врачам или как-то параллельно это делать. Потому что если что-то болит, это неправильное движение, неправильная техника.

— Расскажите с точки зрения судей, что на каждом дивизионе нужно, чтобы быть успешным на соревновании? А что можно оставить на более старший дивизион?

С: Реклама Зимнего кубка Ивары. Мастер-класс Семена Овсянникова и Марии Елизаровой про судейство. Велкам! Приходите! Мы ждем вас! «Хорошо танцуйте, плохо не танцуйте», — цитата Ирины Пузановой. Смешно, но это правда.

— Вопрос от Григория: что для вас самое интересное и самое сложное в преподавание за рубежом?

С: Так как мы преподаем за рубежом на ивентах, это отличается от преподавания на группах. На группах мы видим регулярно людей, занимаемся с ними постоянно, даже если они — прогульщики, то есть мы их видим часто. А на ивентах мы видим людей реже, поэтому всегда даем чуть больше информации, к этим мастер-классам слегка по-другому готовимся, вливаем в народ больше. Народ там — более активный, заряженный, на крючке, если можно так сказать.

На ивентах мало людей, которые пассивно занимаются WCS, здесь собираются активисты, люди, которые пришли учиться. Сложно в том, что расписание на ивентах у нас всегда адское, мы 24 часа в сутки заняты. Либо танцуем, либо преподаем, либо ведем индивы, либо готовимся к шоу.

М: Мы в основном на английском преподаем, и, несмотря на то, что уже проще с языком, — уже наработался словарный запас, все равно нужно, чтобы голова была свежая во время мастер-классов. Иногда бывает все на автомате и достаточно легко, а иногда я чувствую, что недоспала или голодная и начинаю подтормаживать в плане объяснений.

С: Если ты не поел или не поспал, ты и на русском будешь тормозить.

— Это от меня уже вопрос: если у вас такой бешеный график, если вы поспать уходите по очереди, то когда же вы есть успеваете?

С: Здесь правило: чем меньше я сплю, тем больше я ем. Если обычно у меня 8 часов сна, то нужно одно количество калорий, а если я сплю меньше, 4 часа, мне нужно больше энергии. Поэтому если нас кормят плохо...

М: ...Мы запоминаем свое состояние.

С: А если кормят хорошо, мы тоже запоминаем, но с хорошей точки зрения.

М: Самое тяжелое восстановление после ивента идет, когда ты плохо ешь.

С: Мы можем на своих ресурсах нормально работать, даже если нас плохо кормят, но потом в понедельник-вторник нам нужно восстановить силы, два-три дня требуется, чтобы отойти от ивента.

Танцор — это как Феррари. Для Феррари нужно хорошее топливо. Если топливо плохое, каким бы ты крутым ни был, все равно твой Феррари заглохнет.

М: А если вообще нет топлива, никакой Феррари не поедет.

— Вопрос Маше: чего ни в коем случае нельзя допускать при формировании сообщества WCS в России? Какие практики из других танцев (типа бальных) нельзя брать. Чего опасаться и обходить далекой дугой? А чего, наоборот, не хватает относительно Америки? Дедушек?

С: Я так хотел ответить, так хотел!…

М: Давай я начну, а ты потом добавишь. Тут много аспектов. Первый, может, и не самый важный, но актуальный, — чтобы сообщество росло, чтобы была атмосфера в сложившемся сообществе, нужно больше танцевать с разными людьми. Чем больше ротация во время вечеринок, чем больше народу задействовано, тем меньше народу просиживает. Нужно всем стараться, чтобы на вечеринках у всех было хорошее настроение, общее состояние какого-то небольшого праздника.

Рост уровня танцевания тоже влияет на развитие. Не важно, с какой скоростью, но нужно расти. Ни в коем случае это не означает, что все свободное время нужно просиживать в зале. Каждое небольшое сообщество растет с определенной скоростью. Когда-то ускоряется, когда-то нет, происходит спад и замедление, и это нормально, главное, чтобы была тенденция к росту. Невозможно привлечь в коммьюнити новых людей, если уровень сообщества не растет.

С: Надо развивать товарищество. Сообщество, в котором есть товарищество и поддержка от старших младшим и наоборот, от младших старшим, такое сообщество развивается. Надо, чтобы крутые танцевали с начинашками, и начинашки танцевали с крутыми, тогда сообщество будет расти. Преподаватели направляют сообщество и развивают его. Любой танец надо преподносить, как красивый, интересный и простой.

Если есть эти три составляющие, — просто, красиво и интересно, тогда все хорошо. Если мы теряем какую-то из них, люди начинают уходить.

Если делать WCS сложным — люди уходят, если делать его неинтересным — они тоже уходят. Если делать танец не очень красивым, не очень презентабельным — они уходят.

— Алекс задал вопрос, какая музыка вам нравиться для танцев и какая музыка в обычной жизни? А я еще присовокупила сюда вопрос другого человека: вы любите блюзы?

М: Танцевать я люблю под ритмичную музыку. Такую, в которой есть разница между down-up бит, которая качает, и в которой ритмика прослеживается, ну, по крайней мере, большую часть мелодии. Но слушаю я немного другую музыку. Вряд ли танцевальная музыка будет звучать у меня в наушниках. Я слушаю музыку на контрасте, мои любимые композиции — это рок-баллады немного депрессивного настроения. Они мне кажутся очень искренними, так что я сосредотачиваюсь на эмоциях, которые они у меня вызывают.

Танцевальная музыка — она в основном на подъеме, иногда мне хочется послушать более глубокие композиции, но я не представляю их на танцполе, не представляю, как WCS можно танцевать под что-то трагичное. Не вяжется как-то трагичность с вечеринкой.

С: Я люблю танцевать под ритмичные композиции, под «сопли» — крайне редко.

М: Иногда прикольно.

С: Я обожаю слушать джаз и блюз. Мы постоянно их слушаем в автомобиле, а также хип-хоп, r’n’b, попсу. На занятиях и когда я диджею, постоянно ставлю ритмичные мелодии. Я за то, чтобы народ правильно понимал, как Маша сказала, down and up бит, то есть сильные и слабые доли, чтобы народ танцевал музыку, и чтобы люди не теряли пульс. Я и сам обожаю именно такую музыку, качающую, где есть грув.

— Постарайтесь «оцифровать» ваш танец. Насыпьте циферок. Любых, на ваше усмотрение.

С: Недавно, не знаю, почему, открыл World Swing Dance Council, подсчитал количество турниров и понял, что выиграл больше 50% своих джек-н-джиллов. Бум! Похвастался.

М: Цифр я не помню.

С: Мы преподавали групповые занятия и мастер-классы порядка 25 часов в неделю в течение двух лет, сейчас чуть меньше.

— А рутину вы когда начинаете ставить? Сколько месяцев она занимает?

С: 3-4 месяца.

М: Это комфортно.

С: Можно и раньше, но она может приестся. А если позже, то уже спешишь, торопишься.

— Татьяна Моллман задает вопрос: какие танцоры вест кост свинга вас вдохновляют больше всего?

С: Намек! Ответ: Татьяна Моллман. Когда мы общаемся, особенно с Чаком, и он спрашивает, у нас есть топ-5 своих любимых партнерш и партнеров по всему — интересу, комфорту, музыкальности. Но есть партнеры, с которыми, естественно, никогда не танцевал, но просто обожаю смотреть — Джордан, Бенджи, Роберт Ройстон, Бен Моррис и Максонс. Партнерши для меня — это Джессика Кокс, Тори, Мелисса Рутс, Таня Моллман, Вирджини Грондин.

М. Если мы про вдохновение, то по партнершам Тори, Джессика Кокс, Мелисса Рутс, Татьяна, когда она танцует, очень сильно, красиво, мне очень нравится, хотя это не совсем мое. Из партнеров сложнее: Бен Моррис, Максонс, Максим Зауи.

С: Я забыл Макса. А вот в плане преподавания...

— Вот смотрите, у меня есть следующий вопрос. Его Алексей задал: кто для вас пример в танцевальном мире? Возможно, это будет пример преподавательский?

С: Для меня три самых крутых преподавателя в WCS-мире — это Марио Робау, Роберт Ройстон и Бенджи. Есть еще куча других классных преподов, но эти — one love.

М: И Бен Морис. Это у нас сформировалась четверка основных преподавателей, у которых мы многое берем. Очень умные концепции, понятные, логичные.

С: Из партнерш — Бренди Тобайас и Дебора.

— Кем и какими вы бы хотели видеть себя в будущем, лет через десять? Какой вы видите свою карьеру в танцах? Через 5, 10, 15 лет?

С: Когда в прошлый раз мы говорили про цель, какая у меня цель, я вижу в будущем себя чуточку лучше в чем-нибудь, для меня это цель, — быть лучше завтра, чем я есть сегодня. И как преподаватель, и как танцор

М: В будущем я вижу нас танцующими. Поэтому мы стараемся с умом подходить к тренировкам, к восстановлению тела, к тому, что мы едим, как мы тренируемся, какая у нас техника. Все это мы делаем, потому что хотим танцевать как можно дольше. И изменения, всегда нужно, чтобы были какие-нибудь изменения.

С: Открытый разум и обучение чему-то новому. Я надеюсь, что через 5-10-15 лет я останусь при этом же мнении, буду учиться всегда, останусь голодным к обучению.

В этом плане мое вдохновение — Роберт Ройстон. Он уже 20 лет преподает и ездит по всему WCS-миру. До сих пор он учится и дополняет свои концепции, дополняет огромный список тех техник и теорий, который у него есть. Это нереально круто. Если ты преподаватель, на мой взгляд, ты всегда должен быть и учеником.


Интервью подготовили Мария Подольская и Ольга Подольская.

Фото: Маргарита Пятинина, Eric Tumbao Pix, Эльнара Атамова, Юлия Илланез, Сергей Хахлев, Андрей Касабуцкий.